Когда меня назначили классным руководителем пятого класса, я сразу поняла, что передо мной стоит важная задача – не только передать знания по предметам, но и помочь ребятам найти себя в этом огромном мире профессий. Шестиклассники – это уже не маленькие дети, но ещё и не взрослые подростки. Их любопытство и открытость новому делают эту возрастную группу идеальной для начала серьёзной профориентационной работы.
Я стараюсь подходить к профориентации нестандартно, делая акцент на практическом опыте и вовлечении всех чувств моих учеников. Вот несколько примеров того, как мы вместе исследуем различные профессиональные сферы:
Я учитель истории и на моих уроках мы часто говорим о том, как жили люди в разные эпохи. Я решила перенести это знание в реальность, организовав серию мастер-классов по историческим ремёслам. Например, однажды мы отправились в местный музей, где нас встретила женщина-косторез, показавшая, как делали украшения из кости в древности. Ребята попробовали сами вырезать простейшие узоры, почувствовав, насколько трудоёмким был этот процесс.
Ещё одно занятие прошло в местной кузнице, где кузнец рассказал нам о своей работе и позволил каждому ученику попытаться выковать небольшую железку. Многие удивились тому, сколько усилий нужно приложить, чтобы создать простую вещь.
Так же мы ходили в гончарную мастерскую. Дети с интересом наблюдали за работой мастера, который превращал кусок глины в изящный сосуд прямо у них на глазах. Каждый ученик получил возможность попробовать себя в роли гончара, создавая свою первую кружку. Хотя процесс оказался сложнее, чем казалось сначала, ребята были в восторге от возможности поработать руками и почувствовать материал. В итоге они поняли, сколько труда и терпения требуется для создания даже самой простой вещи.
Эти занятия помогают детям почувствовать связь между историей и современностью, а также понять, что труд всегда был важной частью человеческой жизни.
Чтобы показать, как работают современные производства, мы регулярно устраиваем экскурсии на местные заводы и фабрики. Недавно посетили кондитерскую фабрику, где ребята увидели весь процесс создания сладостей – от замешивания теста до упаковки готовых изделий. Дети смогли задать вопросы технологам и кондитерам, узнать, какие навыки нужны для такой работы.
Также мы побывали на заводе по производству строительных материалов, где узнали о сложных технологических процессах и роли инженеров в обеспечении качества продукции. Эти визиты позволяют ребятам увидеть, что многие профессии требуют не только знаний, но и практических умений.
Ходили на экскурсию в Нефтекамский автозавод, где производят автобусы. Они увидели весь процесс сборки транспортных средств, начиная от металлических каркасов и заканчивая установкой двигателей и обивки салона. Ребятам особенно запомнились современные технологии, используемые на производстве, такие как роботизированные сварочные комплексы. Экскурсия помогла им лучше понять, какой труд вкладывается в создание общественного транспорта, и многие заинтересовались инженерными профессиями.
Еще у нас в городе есть производственное объединение искусственных кож, которые мы, конечно, не могли оставить без внимания. Здесь ребята смогли увидеть все этапы изготовления тканей, сумок и кожаных изделий. Они с удивлением наблюдали за тем, как из простых материалов создаются качественные и красивые продукты. Особенно их впечатлили процессы окрашивания и отделки кожи, а также автоматизация производства.
Регулярно приглашаю в школу людей разных профессий, чтобы они рассказали о своей деятельности. Мы уже встречались с врачом, учителем музыки, программистом, дизайнером интерьеров и многими другими специалистами. Каждому гостю даётся возможность рассказать о своём пути, поделиться советами и ответить на вопросы учеников.
Особенно запомнилась встреча с архитектором, который принёс с собой макеты зданий и объяснил, как создаются проекты домов.
А еще с это учебного года в рамках курса «Билет в будущее» ученики проходят необходимые диагностики, которые помогают определиться с выбором профессии, посещают мастер-классы и выставки по разным профессиям.
Для закрепления полученных знаний я использую игровые формы. Например, проводим ролевые игры, где ученики становятся представителями разных профессий. Однажды мы организовали игру "Город мастеров", где каждый ребёнок получил роль какого-то специалиста: врача, полицейского, повара, журналиста и так далее. Задача заключалась в том, чтобы решить общую проблему города, взаимодействуя друг с другом.
Такие игры развивают коммуникативные навыки, учат работать в команде и показывают, насколько важны разные профессии для общества.
В заключении можно сделать вывод, что профориентационная работа имеет большое значение для соединения в единый процесс профессионального просвещения и профессионального воспитания школьников, для формирования у них интереса к той или иной профессии.